Аутизм – это не приговор. Часть 1
Аутизм – это своеобразное нарушение психики, приводящее к проблемам с речью, сложностям социальной адаптации. К сожалению, родителям, чьи малыши оказались «особенными» придется пройти очень тяжелый путь, чтобы подготовить их к взрослой, полноценной жизни. Тем не менее при должном усердии и ранней диагностике, такие детки становятся равноправными членами общества.
На сегодняшний день аутистов рождается все больше и больше, практически каждый педиатр имеет на своем участке несколько таких малышей. Но у нас практически нет не только специализированных учебных заведений, но даже педагогов, способных работать с ними. Следовательно, родителям приходится самостоятельно искать необходимую информацию. Сегодня на страничках Лопотуна мы попробуем немного пролить свет на данную проблему.
Что такое аутизм
Прежде всего – это не заболевание, а специфическая особенность психики, обусловленная, по результатам ряда современных исследований, генетическими факторами. Обычные люди получают информацию об окружающем мире благодаря многим составляющим. Аутисты же отличаются тем, что просто игнорируют некоторые источники из внешней среды, уделяя чрезмерное внимание другим. Таким образом, восприятие и переработка сигналов от людей, предметов, явлений природы у них нарушена.
Признаки аутизма
Первый год жизни
В раннем детстве проблему выявить довольно сложно, тем не менее следует обращать внимание на такие «звоночки» как нежелание младенца лежать на руках у родителей, отсутствие бурной позитивной реакции на объятия мамы. Маленькие «особенные» детки не любят играть, редко подражают мимике взрослых, значительно позже сверстников произносят первые слова. В отдельных случаях речь ребенка формируется, а затем исчезает.
Время от времени у родителей складывается впечатление, что кроха просто не слышит их. Но это не так. Карапуз не чувствует необходимости реагировать на слова родителей. В то же время шум листвы за окном привлекает его внимание на очень продолжительное время.
Еще один признак возможной проблемы – отсутствие фиксации взгляда на лицах родителей и предметах обстановки. Кроха избегает зрительного контакта, не тянет ручки к маме, когда она подходит к кроватке.
Со временем у аутистов развивается сильная привязанность к человеку, который ухаживает за ним. Но это чувство основано скорее на ощущении зависимости, потребности в ком-то для того, чтобы существовать. Если же опекун исчезнет на время, у ребенка начинается непредсказуемая реакция. К примеру, у малыша может резко подняться температура, начаться рвота или довольно агрессивная истерика. В то же время пока опекун рядом (обычно это мама), «особенный» ребенок не будет демонстрировать к нему какого-либо интереса.
От года до трех
Карапуз предпочитает быть один, внешне неэмоционален. Словарный запас крайне скуден или отсутствует вообще. К трем годам ребенок начинает относительно неплохо говорить, но редко обособляет себя. То есть, когда сверстник скажет «хочу яблоко», аутист использует формулировку «он хочет яблоко», «хотим яблоко» или вариации. В то же время эти детки достаточно хорошо осваивают навыки ухода за собой. Они могут одеваться, кушать, чистить зубы и т. д.
Приблизительно к годовалому возрасту малыши делают свои первые шаги. Родители аутистов часто отмечают, что ребенок постоянно ходит на цыпочках, сильно размахивая руками, имитируя крылья птицы. Многие «особенные» детки гиперактивны. Но их движения носят стереотипный характер: раскачивания из стороны в сторону на протяжении нескольких часов, шаги на месте или по определенному повторяющемуся маршруту, катания взад-вперед на табуретке и т. д.
Внешние признаки аутизма:
- застывшее выражение лица;
- укороченная нижняя часть головы;
- широко расставленные глаза;
- отсутствие эмоций (дети почти не плачут, не смеются в эмоциональном смысле, то есть, подобные реакции могут наблюдаться только при воздействии физических факторов: тепло, холодно, больно, приятно).
В этом возрасте у «особенных» детей появляются характерные хобби, которыми они могут заниматься целый день. К примеру, рисование. Но специфика этих малышей в том, что часто они воспроизводят одну и ту же картинку миллион раз. Иногда исключительно одним цветом. В список распространенных увлечений входит открывание и закрывание двери, нажимание кнопок на клавиатуре или пульте, замыкание шкафчиков, включение-выключение света и т. д.
Еще одна особенность аутистов – привязанность к какой-то определенной вещи. Это может быть игрушка или совершенно неожиданный предмет. К примеру, бутылочка из-под воды, спичечный коробок, варежка. Малыш будет носить талисман, не выпуская из рук. Если родители попытаются отобрать вожделенный предмет, они рискуют вызвать крайне неадекватную негативную реакцию. В то же время остальные вещи малыш берет в ручки, недолго рассматривает, обнюхивает. Затем он быстро теряет к ним всякий интерес.
Большую сложность для заботливых мам представляют попытки накормить ребенка разными видами блюд. Эти малыши обычно выбирают что-то одно и агрессивно относятся к смене меню.
Замкнутость в себе порождает множество страхов: боязнь громкого звука дверного звонка, кашля или чихания окружающих, пылесоса. В особенно тяжелых случаях ребенок может не выходить из комнаты или плакать, оставаясь в одиночестве даже на несколько минут. Малыша способна довести до истерики новая игрушка или просто непривычный предмет в помещении.
Продолжение - Аутизм – это не приговор. Часть 2