Домашние задания. Советы родителям. Часть 1
Проблемы с домашними заданиями – одна из наиболее частых причин обращения мам и пап к школьному психологу. Обычно проблемы звучат так: «Я в его возрасте все делал самостоятельно. Почему же он не может», «разве нормально сидеть с первоклассником до полуночи над прописью», «как заставить его учиться»… Сегодня на страничках Лопотуна мы поговорим, как мотивировать ребенка к самостоятельной работе, а также научить его правильно распределять время и силы.
Создаем правила
Самая большая проблема детей в том, что они попросту не осознают всю важность домашних заданий. Это вы понимаете, как систематическое приводит к отставанию в классе, затем процесс переходит хроническую форму, выбраться из которой крайне нелегко. Для малыша же пока единственные стимулы – похвала учительницы или строгий голос папы. К сожалению, этого достаточно далеко не всегда.
Задача родителей:
- Объяснить ребенку, что основную часть знаний он получает при самостоятельной работе. Коллективное обучение в классе лишь является ее дополнением.
- Пояснить, что без домашних заданий знания, полученные на уроке, слишком быстро улетучатся. Повторение – мать учения!
- Разработать вместе с ребенком алгоритм работы.
Последний пункт крайне необходим, если вы не планируете корпеть над задачками вдвоем вплоть до 11 класса, а также изо дня в день наблюдать, как карапуз, сидя перед открытым учебником, пинает ножкой любимого кота, слушает музыку или просто медитирует. Умение правильно организовать работу необходимо прививать с первых дней обучения в школе. Важно, чтобы ребенок знал точное время начала выполнения заданий. А также последовательность действий после того как он окажется за рабочим местом. Сделайте ему небольшие шпаргалки для выполнения разных типов заданий.
Огромное значение имеет также организация рабочего помещения. Ничто не должно отвлекать ребенка от занятий. Главная установка – сделаем уроки, тогда будем отдыхать.
Что должен понимать школьник
- Работа над домашним заданием начинается в школе. Чтобы успешно справиться с уроками необходимо внимательно слушать учителя, не стесняться спрашивать, кропотливо записывать поставленные задачи.
- Первое, что должен сделать ученик – распределить домашние задания по степени сложности. Начинать необходимо с письменных уроков, занимающих больше времени.
- Если в классе был трудный материал, его следует повторить в тот же день.
- Большие задания есть смысл делить на части и выполнять их по отдельности.
- Крайне важно перед началом работы внимательно перечитать записи в дневнике.
- Если планируется устный ответ на уроке, следует составить его план и несколько раз проговорить тему.
- После выполнения одного задания необходимо убрать все подручные материалы с книжками и только после этого браться за следующий урок.
- Домашние задания по разным предметам должны чередоваться «переменками». Под отдыхом подразумеваются физические упражнения: приседания, прыжки, тренировка зрения. Можно сбегать на кухню и съесть яблочко.
Как работать с большими текстами
Правило 1
- Просмотри всю статью бегло.
- Придумай два — три вопроса к ней.
- Отметь карандашом главные слова.
- Перескажи текст с использованием правила №2.
- Просмотри его повторно.
Правило 2
Научите ребенка при чтении выделять ключевые моменты. На первом этапе их можно подчеркивать простым карандашом или записывать в черновик. Далее, помня эти термины, будет значительно легче воспроизвести приблизительное содержание абзаца.
Обычно в небольшой части статьи выбирается два ключевых слова. К каждому необходимо устно поставить вопрос, который связывает его с остальным текстом. После этого следует придумать, что объединяет между собой эти два ключа. При пересказывании проще всего опираться именно на полученную цепочку.
Продолжение - тут.
Не забудьте почитать: |