ВойтиЗарегистрироваться
×

А нужны ли вообще домашние задания?

Добавить комментарий

Данная статья немного, а иногда даже слишком, отходит от традиционных представлений российских родителей о роли домашних заданий в школе. Тем не менее иногда полезно выслушать разные точки зрения на данный вопрос.

История из жизни

40_juniors_big.jpgВ первый год после переезда в США наша дочь как раз пошла в первый класс. Основываясь на опыте многих поколений своей семьи, я оперативно изменила собственный статус с «няня» на «мама школьницы» и приготовилась сидеть часами напролет над домашними заданиями. И в первый же день занятий в школе испытала шок. После уроков дочурка вручила мне распечатанную записку от директора, написанную в традициях предельной толерантности, где буквально со слезами на глазах родителей просили заниматься дома с детьми по крайней мере минут двадцать.

Первая мысль была: «Куда мы попали. Это же варвары!» Затем, придя в себя от первых эмоций, я решила поговорить с учителем. После моего бурного получасового монолога, главная цель которого была дать дочери дополнительную нагрузку на дом, преподаватель пришел к умозаключению, что он мне не понравился, как, впрочем, и все учебное заведение. В итоге молодой учитель довольно искренне пообещал мне помощь с переводом в другую школу.

-uroke.jpgНе знаю, был ли в этом виноват мой английский или разные культурные ценности, но определенно друг друга не поняли. В пылу реформаторства я уже была готова последовать совету нашего преподавателя, но меня вовремя вернул к реальности супруг: «Подожди несколько месяцев. Пока еще рано судить о том, хорошая это школа или нет».

Итог: через два с половиной месяца моя дочурка тараторила по-английски намного лучше меня, начав с полного нуля. Она отлично справлялась с математикой и была на втором месте в классе по чтению. И все это только при двадцатиминутных занятиях дома!

Чем чреваты домашние задания

1-2-rebenok-ne-hochet-delat-uroki.jpgНе понаслышке мне хорошо известно, что дети в российских школах сидят порой до часу ночи вместе с родителями над уроками. И дело тут далеко не в амбициях пап и мам, мечтающих вырастить из своих карапузов вундеркиндов. (Хотя и такое тоже не редкость). Но главная проблема отечественного образования в том, что если ребенок не будет выполнять все те задания, прописанные в дневнике, он действительно очень быстро скатится в разряд отстающих. Кроме того, не будем кривить душой, «засадить ребенка за уроки» куда проще чем организовать ему разнообразный досуг и контролировать пребывание на улице. Впрочем, мало кто в возрасте начальной школы задумывается о подростковом возрасте, когда спасительные многочасовые домашние "мучения" уже не помогут.

Первая причина, пришедшая мне в голову, почему тут так, а там по-другому — это финансирование. Россия просто не может обеспечить детей необходимым количеством преподавателей. Приходится заниматься в больших классах, где на каждого ребенка попросту не хватает времени, и дорабатывать дома с родителями. Но очень быстро моя идея разбилась о реалии американской жизни. Представьте, тут тоже бывают проблемы с денежным обеспечением, учителей сокращают, классы укрупняют, программы ужимают. То есть ничего общего с раем обетованным. Так в чем же корень зла?

В России родители не имеют возможности влиять на выбор школой программы обучения (впрочем, как и учителя). Все «спускается сверху». В США же допускается не только внедрение индивидуальных разработок, но и их изучение в практическом применении. Так, по данным Харриса Купера, известного американского ученого и детского психолога, количество домашних заданий не влияет на уровень успеваемости ребенка. Исключение – математика, дополнительные занятия которой стимулируют логическое мышление и повышают качество знаний по этому предмету. Но и ей необходимо заниматься дозировано.

68d5fbc93c9597c05c04e621765f0c0b.jpgСреднестатистический первоклассник не может усваивать материал более 20 минут подряд. То есть все те «посиделки» до полуночи приводят только к нервному срыву детей и родителей. Кроме того, малыши в первом классе еще хорошо мотивированы к урокам. Для них поход в школу – это праздник. Такое настроение сохраняется при непродолжительных занятиях, но напрочь убивается многочасовыми пытками.

Итак, по результатам исследований, усиленные домашние задания не приводили к увеличению успеваемости в начальной школе, у детей с пятого по девятый класс знания улучшились на 7%, в старших классах - на 25%. Другими словами, действительно серьезно заниматься дома имеет смысл именно в 10 – 11 классах.

Звучат эти цифры убедительно. Но как же тогда «впихнуть» в головы детей все необходимые знания? Тут важны современные педагогические технологии и повышение эффективности уроков. Немаловажный фактор – практическое применение знаний. 

Заключение

Мне бы очень не хотелось, чтобы идея данной статьи была взята на вооружение родителями, мало интересующимися учебой своих малышей. К сожалению, чтобы отказаться от многочасовых домашних задний сегодня необходимо перестраивать всю систему образования. Но, по крайней мере, не стоит идти против детской психологии и ломать нервную систему самых дорогих нам людей изнурительными пытками под названием «делание уроков».

Добавить комментарий

Мне кажется, если школьная нагрузка велика, то без домашек. А если пять уроков в день, да в классе 33 человека (как у дочери), тогда обязательно нужно дома работать. 

13 сент. 2016 г., 13:08:46
Ответить

Слишком много учителя перекладывают на домашку. Все-таки должно оставаться время у детей и на свои детские дела. Нельзя же целыми днями учиться, не вставая из-за стола! Из-за этого школа и превращается в каторгу.

13 сент. 2016 г., 21:58:29
Ответить
0.41304492950439