Звуки «Р» и «Л»: говорим правильно
Малыш, мило лепечущий в манеже на своем «детском» языке, вызывает море восторга у родителей и знакомых. Но проходит время и речевые недостатки постепенно становятся проблемой. Ребенок начинает комплекcовать в детском саду, над ним подсмеиваются друзья, малыша не приглашают читать стишки на утреннике.
Лучше всего в данной ситуации обратиться за помощью к логопеду. Но хорошего специалиста удается найти далеко не всегда, а услуги его стоят дорого. Поэтому предлагаем вам легкий комплекс упражнений для малышей, который вполне по силам выучить самостоятельно.
Осваивать уроки лучше сидя перед зеркалом, в дальнейшем можно заниматься где угодно, главное как можно чаще. Маме вначале нужно выучить движения самой, а затем показывать их малышу.
Ненавистная буква «Р»
Задание №1 «Барабанщик»
Улыбнитесь, затем раскройте рот и постучите кончиком языка по верхним зубам, произнося, при этом, на выдохе звук «д». Выполняйте упражнение сначала медленно, затем быстрее и быстрее: «д…д…д…д-д-д-д».
Маленькие тонкости:
- Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язычок.
- Постарайтесь произносить «д» четко, не «глотая» звук.
- Чтобы проконтролировать правильность выполнения, поднесите к губам салфетку. Если вы «щелкаете» как и положено на выдохе – она будет отклоняться.
- Кончик языка не должен подгибаться.
Задание №2 «Щелк-щелк»
Помните как лошадка цокает подковками по мостовой? Слегка приоткройте рот и пощелкайте так же языком.
Рекомендации:
- Следите за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
- Звук должен получаться звонким. В противном случае ребенок, скорее всего, сильно подворачивает язык.
Задание №3 «Тише мыши»
Попробуйте выполнить предыдущие движения только тихо, беззвучно.
На что обратить внимание
- Кроме предыдущих рекомендаций, в этом упражнении важно, чтобы язычок нечаянно не выскакивал изо рта.
Задание №4 «Чистим зубки»
Приоткройте рот, улыбнитесь и потрите кончиком языка внутреннюю сторону верхних зубов справа - налево и наоборот. Старайтесь дотягиваться до самого конца челюсти.
Совет
- Обратите внимание на то, чтобы все зубы были видны в зеркале.
- Язычок должен «гулять» у основания зубов.
Очень часто детки, испытывающие трудности со звуком «р» заменяют его на «л». Но нередко возникает ситуация, когда и последний представляет определенные проблемы. Поэтому приведу несколько упражнений для таких случаев.
Осваиваем звук "Л"
Задание №1 «Индюшка»
Приоткройте ротик, высуньте язычок, не сворачивая его, и поводите в разные стороны, как будто поглаживая верхнюю губу. Когда начнет получаться – добавьте к упражнению голос. У вас должен выйти звук, напоминающий бормотание индюшки: «бл-бл-бл». Со временем ускоряйте темп.
Небольшие хитрости
- Чтобы было проще – представьте, что язычок - это лопатка и ни в коем случае не сжимайте его.
- Движения должны идти вперед-назад.
- Не пытайтесь высунуть язык далеко изо рта.
Задание №2 «Старый пароход»
Приоткройте рот и как можно дольше произносите (пойте) звук «ы».
Совет
Следите за тем, чтобы язык не выскакивал изо рта. Его кончик должен быть прижат вниз, а серединка поднята к небу.
Задание №3 «Художник»
Поднимите язычок к небу и поводите кончиком по нему вперед-назад.
Обратите внимание
- Рот - слегка приоткрыт, губы - неподвижны, язык необходимо останавливать у корня зубов.
Задание №4 «Качели»
Надавите языком на внутреннюю сторону нижних зубов как можно сильнее и удерживайте так на 5 счетов. Повторите упражнение с верхней челюстью. И так несколько раз.
Важно
- Работать должен только язык, все остальное – неподвижно.