«Особенные» дети
Приблизительно пятая часть учеников первых классов испытывают существенные затруднения при освоении программы. Основная причина заключается в задержке психического развития. Это некритическое явление, которое вполне поддается корректировке при правильном педагогическом подходе со стороны родителей и педагогов. Тем не менее, в «запущенном» варианте ЗПР способна существенно повлиять на характер и всю дальнейшую судьбу крохи.
Обычно «первые звоночки» дают знать о себе уже в самом раннем возрасте. Такие детки позже начинают сидеть, ходить, разговаривать. В среде сверстников малышам тяжелее найти друзей, они не могут долго концентрироваться на играх, нецеленаправленны. Иногда данное поведение остается незамеченным для родителей вплоть до самой школы. Но в первом классе все меняется. Ученики волей-неволей должны усвоить базовые знания. А как это сделать, если ребенок вместо того чтобы писать примеры, рисует каракули в черновике или просто смотрит в окошко? Очень быстро малыши с ЗПР переходят в категорию «стабильно отстающих», хотя на практике такие детки обычно слышат куда менее лестные эпитеты. Как результат – еще большее повышение апатии, нежелание учиться, угрюмость, а иногда и враждебность.
Диагноз задержка психического развития ставится только специалистом – детским психиатром. Остывание в учебе связано у таких детей не с ленью, а с особенностями головного мозга и нервной системы.
Как родители могут помочь ребенку с ЗПР
Обычно папы и мамы «особенных» детей впадают в две противоположные крайности. Первые усиленно опекают своих «беспомощных» крошек, полностью выполняя за них всю возможную работу по самообслуживанию, а затем еще и школьные домашние задания. Разумеется, это совершенно неправильный подход, который может привести только к углублению проблемы. Вторая крайность – настойчивая попытка относиться к ребенку так, как будто он не имеет психических особенностей. Но малыш, перед которым регулярно ставятся непосильные задачи, растет неуравновешенным, неуверенным в себе, замкнутым.
Существует третий вариант, когда родителям безразличен их собственный ребенок. Обычно в начале его проблемы просто не замечаются, потом предпринимается попытка исправить ситуацию при помощи критических методов: ремня и неадекватных наказаний. А когда взрослые понимают, что такие методики воспитания не привели к положительному результату, наследнику предоставляется полная свобода: «делай, что хочешь».
Что же рекомендуют специалисты? Первое – признать, что проблема существует. Иногда это довольно таки нелегко, но крайне необходимо для всего дальнейшего развития малыша. Затем желательно обратиться за помощью к детскому психологу, который поможет составить индивидуальную программу обучения.
Пять практических советов по развитию
- Если вы гуляете на улице, обратите внимание ребенка на звуки. Попросите закрыть глаза и угадать, кто мог мяукнуть, залаять, прочирикать или прошелестеть.
- Точно также есть смысл более внимательно посмотреть на прочие характеристики животных или предметов. Попросите кроху описать снег, листву, лужу под ногами (плотность, температура, цвет, искристость и т.д.)
- Вернувшись домой, найдите несколько свободных минут, чтобы поиграть с наследником в ролевые игры. К примеру, если вы были сегодня в магазине, пусть малыш представит себя продавцом, а вы – покупателем. Это поможет ребенку лучше ориентироваться в бытовых вопросах и чувствовать себя увереннее в будущем.
- Организуйте маленький семейный театр. Вы можете использовать пальчиковые куклы, наручные или просто имеющиеся в распоряжении игрушки. Давно замечено, что такой вид деятельности существенно стимулирует умственное и эмоциональное развитие.
- Обязательно приобретите ребенку несколько видов конструкторов и пазов.
Не забудьте почитать: |