ВойтиЗарегистрироваться
×

О чем может рассказать детский рисунок

Добавить комментарий

Дети любят рисовать, и это не случайно.  Для ребенка рисунок это способ выразить свое психоэмоциональное состояние, свой внутренний мир, свое отношение к окружающей действительности. По детскому рисунку опытный психолог может много рассказать и о самом ребенке и о его семье. Заботливые родители не просто хранят детские изобразительные шедевры, но и внимательно их изучают.

 

Так о чем же может рассказать детский рисунок?

Рисунок показывает:

• уровень общего умственного развития –техника детского рисунка должна соответствовать возрасту ребенка;

• как ребенок воспринимает действительность – эмоционально или рационально;

• уровень психомоторного тонуса – ребенок активный или пассивный;

• насколько ребенок может самостоятельно контролировать и планировать свои действия, насколько он импульсивность;

• испытывает ли ребенок тревожность, как личностную черту,  или тревогу, как состояние на момент обследования;

• наличие у ребенка страхов и депрессивных настроений;

• особенности реакции на стресс;

• насколько ребенок агрессивен и природу агрессивности – физическая, защитная, невротическая;

•особенности характера ребенка -  экстравертность, интровертность, демонстративность;

• как он чувствует себя в обществе - насколько удовлетворена его потребность в общении, избегает ли он общения (аутизация), есть ли антисоциальные тенденции;

• как ребенок относится к семье и к отдельным членам семьи.

 

Эволюция детского рисунка

Как и что рисует ребенок, какие сюжеты для рисования он выбирает, зависит от его возраста. Так что можно говорить, что детский рисунок проходит несколько стадий.

 

Начальная стадия или стадия каракулей (примерно до 2 лет).Ребенок только начинает пробовать рисовать, он экспериментирует с цветами.  Он рисует черточки, линии, круги.  На этой стадии малышу очень важен именно сам факт творения – что от движения его руки на бумаге остается линия.

 

2. Ассоциативная стадия или стадия образного мышления (примерно до 3х лет). Иногда еще этот период называют “стадией головастиков”. Ребенок начинает пытаться изобразить то, что он видит вокруг. Малыш сначала рисует что-то, а потом уже пытается это сопоставить с реальностью и объясняет  –  это я, это мама, это папа, это дерево и т.д.  Постепенно с развитием ребенка черточки и кружки, которые он рисует, становятся головастиками, потом обрастают дополнительными подробностями.  Постепенно фигуры и предметы начинают приобретать более понятную форму и взрослые уже без пояснений могут отличить на рисунке голову от туловища или человека от машины. Фигуры людей малыш рисует в виде головоногих – шарик с ручками и ножками, глазами, ртом, носом, иногда волосами и ушами.

 

3. Стадия рисунков с примитивной выразительностью (примерно до 5 лет). Ребенок рисует уже осознано и старается изобразить фигуры и предметы такими, какими  он их видит. Рисуя людей или животных, ребенок изображает туловище и голову. Одним из отличий этой стадии является то, что дети рисуют все, что видят, в том числе и движение (например, как бежит человек), и погодные явления (как дует ветер, как светит солнце).  Чаще всего ребенок рисует не с натуры, а по памяти.

 

4.  Дети старше 5 лет уже рисуют с натуры и всегда знают, что они нарисовали.

 

5. Стадия смешанного профиля (примерно с 7 лет).  С 7 лет дети изображают голову в профиль, а туловище  и ноги с руками – фронтально.  При этом черты лица удваиваются, то есть ребенок изображает  голову в профиль и пририсовывает к ней два глаза.  Так происходит потому, что ребенок рисует не то, что он видит, а то, что он знает.

 

6. Стадия правильной профильной ориентации (примерно с 9 лет).  Если ребенок изображает кого-то в профиль, то он рисует правильное количество видимых глаз, рук, ног и т.д.

 

Не стоит переживать, если ваш ребенок немного задерживается с переходом на другую стадию. Психологи говорят, что ребенок должен “вырисоваться”, то есть чем раньше он начнет рисовать, тем раньше перейдет на другую стадию. И наоборот – если ребенок впервые начал рисовать в 2 года, не стоит ждать, что он сразу перейдет на стадию образного мышления.

 

Основные тесты для анализа рисунка

Для анализа психофизического состояния ребенка в основном используется три теста:

  • рисунок человека;
  • рисунок несуществующего животного;
  • рисунок семьи.

 

При этом существуют определенные инструкции, что именно нарисовать. Если ребенок рисует под присмотром не психолога, а родителей или педагога, то очень важно точно придерживаться этих инструкций. При этом важно обратить внимание на следующие моменты:

  1. Заставлять рисовать нельзя! Если ребенок отказывается рисовать – отложите проведение теста.
  2. Для рисования должны использоваться только карандаши – цветные или простые. Фломастеры не передают  силу нажима при рисовании, поэтому их не стоит использовать.

 

Наблюдая, как ребенок рисует, обязательно запишите (а лучше незаметно снимите на видеокамеру):

  • темп рисования, какие были паузы или перерывы;
  • в какой последовательности и что изображалось;
  • какие вопросы задавал ребенок и что он говорил, рисуя;
  • о чем вы говорили, обсуждая уже готовый рисунок.

 

Что нельзя делать при анализе детского рисунка

  1. Для анализа нельзя использовать “стандартные” рисунки, сделанные на развивающих занятиях или уроках рисования, срисованные с книг.
  2. Не надо пытаться как-то объяснить объекты и элементы, которые вам не понятны.
  3. Не стоит влиять на процесс рисования и подсказывать, что и как рисовать,  или критиковать рисунок.   
  4. Никогда не пытайтесь расшифровать рисунок при ребенке.

 

Как расшифровать цвета и объекты на детском рисунке, мы расскажем в следующий раз.

Добавить комментарий
0.13345193862915