Комплекс отличника. Что в этом плохого и как с ним бороться
Вам достался просто замечательный ребенок. Учителя наперебой расхваливают его в школе, тренер ставит в пример на занятиях в секции, детская комната - образец идеальной чистоты и порядка. Когда другие родители готовы сойти с ума от невеселых мыслей о том, где же пропадает их отпрыск в двенадцать часов ночи, вы спокойно засыпаете, мечтая о том, как наследник фамилии получит, в недалеком будущем, нобелевскую премию…
Но все ли так замечательно, как кажется на первый взгляд? На самом деле даже у «идеальных» детей бывают проблемы, порой достаточно серьезные!
Прежде всего давайте разберемся откуда же берутся такие «суперправильные» малыши. Мудрые психологи утверждают: частично виноваты гены, но в большей степени мы сами. Оглянитесь вокруг, в большинстве случаев пресловутый комплекс отличника присущ первенцам, на которых родители возлагают основные надежды. С самого рождения деткам внушают программу: ты должен, это необходимо, надо быть лучшим и т.д.
Что же в этом плохого, спросите вы. На самом деле, говорить именно о "комплексе отличника" или о "синдроме отличника", можно тогда, когда стремление к отличным оценкам мешает нормальной жизни ребенка, отнимает у него детство. Ребенок с "комплексом отличника" живет и учится не для себя, не потому что ему интересно, а для кого-то, чтобы этот кто-то, очень значимый для ребенка (чаще всего - это мама или папа), заметили и оценили его, поставили ему вожделенную "пятерку". А в этом, согласитесь, ничего хорошего нет.
Родители должны понимать, что на самом деле излишнее стремление к идеалу чревато серьезными нервными срывами, разочарованиями, боязнью ошибок. Обратитесь к опыту знакомых, разве не редки случаи, когда подросток, с трудом закончивший школу, становится успешным предпринимателем, а его одноклассник с красным дипломом пребывает в состоянии перманентной депрессии. Корень проблемы кроется в том, что «идеальный подросток» боится сделать шаг к собственной мечте, ведь по пути можно допустить ошибку и упасть пьедестала, воздвигаемого годами.
Особенности воспитания
Как правило «образцовые» крошки все понимают с первого раза, самоотверженно учатся, беспрекословно выполняют любые просьбы взрослых. Их полки усыпаны похвальными грамотами, над кроваткой вместо коврика ровными рядочками висят спортивные награды, а дневник можно выставлять в палате мер и весов в качестве школьного эталона. Но, к сожалению, к такому положению мы, родители, слишком быстро привыкаем. В самом деле, не устраивать же каждодневные праздники с трехъярусным тортом и воздушными шарами из-за очередной отличной отметки или выигранных соревнований. В то же время малыш прекрасно видит каких восторженных похвал удостаивается его сосед по парте, «серый середнячок», который, в кои то веки, надумал «слегка поучиться» и заработал хорошую оценку.
В такой ситуации ребенок может зарыться с головой в учебники либо, напротив, совсем забросить занятия.
Если крошка отчаялся и стал уделять меньше времени своим обязанностям, ваша задача - честно поговорить с ним. Поясните, что отсутствие похвалы совсем не означает равнодушия, и вы всегда гордитесь малышом, даже если не напоминаете ему об этом.
Бывает и противоположная ситуация, когда ребенок начинает взваливать на себя все больше и больше проблем, втайне надеясь, что родители наконец-то заметят его непосильные старания. В этом случае не стоит доводить до критической точки. Заведите привычку время от времени хвалить малыша за старания. Посвятите некоторое время, помогая крошке в решении сложных вопросов, почаще общайтесь с его друзьями и преподавателями.
И наконец, последнее. Самая большая проблема, возникающая вследствие комплекса «отличника» - боязнь допустить ошибку. Решить ее достаточно просто, надо лишь время от времени напоминать малышу, что идеальных людей в природе не существует. Мир познается не только через опыт предыдущих поколений, но и благодаря собственным «набитым шишкам». Главное - уметь анализировать ситуацию, исправлять недочеты, делать выводы и идти вперед к собственной мечте!
Не забудьте почитать: |