Как подготовить ребенка к поступлению в школу
Подготовка малыша к школе очень важное и ответственное занятие. Ведь от того, как ребенок «вольется» в коллектив, какими станут его первые шаги на долгой дороге знаний, во многом зависит вся будущая жизнь. Эта статья будет полезна всем взрослым, которые неравнодушны к судьбе своих детей и готовы найти время для занятий. Но, в первую очередь тем, чьи малыши не посещают детский сад или дополнительные занятия.
На самом деле многие родители допускают ошибку, когда думают, что главное для будущего первоклашки – выучить алфавит с числами от одного до десяти в прямом и обратном порядке (хотя и это, конечно, тоже неплохо). Но куда важнее заняться развитием навыков, которые понадобятся маленькому школьнику.
Фонематический слух
Именно проблема в этой области приводит к плохому развитию речи у деток, а позже к частым ошибкам при написании слов. Главное, что должен уметь будущий первоклашка – различать звонкие и глухие, а также мягкие и твердые звуки. Например, отличие слов «кости» и «гости», звучание буквы «Т» в «Тотошка» и «Тимошка».
За помощью в развитии фонематического слуха лучше всего обратиться к специалисту – логопеду, особенно если ситуация сильно запущена. Но можно и поработать самостоятельно. Для этого во время прогулок, походов в магазин или просто когда выпала свободная минутка, выполняйте упражнения на восприятие звуков. Придумать их несложно самостоятельно. Например, проговаривайте вслух пары слов «львенок – ломик», «рычит - кричит», «пишет - пашет». Пусть малыш повторяет за вами и, каждый раз, уточняет какой звук он услышал: звонкий или глухой, мягкий или твердый.
Понятие чисел как осязаемой величины
Когда учитель задает ребенку задачку, сколько морковок останется у зайчика если было 8, а съел он 4, то малыш должен не просто представить цифры «4» и «8», а хорошо понимать, что это половина. Дайте своему сыну или дочери в руки листок бумаги и попросите вернуть одну четвертую часть. Правильно будет сложить страничку два раза пополам, а потом уже резать по сгибам. То есть малышу важно чувствовать реальный смысл, который таят в себе цифры.
Развить это ощущение помогают игры с весами. Но не электронными, а с теми, которые имеют две чаши для предметов и гирек. Занимаясь с малышом, не забывайте комментировать: «Вот большое яблоко и маленькая гирька, а весят они одинаково, вот мячик из пластилина, если сделать из него лепешку, он будет весить столько же как раньше».
Умение выделять главное
Ребенку важно научиться искать и находить основной смысл разговора, особенно задач. В противном случае он будет иметь серьезные проблемы с математикой. Возьмите учебник за первый класс. Само собой решать примеры вам еще рано. Но почитайте задачи и попросите малыша рассказать о чем они. Например, у Маши было 5 конфет, 3 она съела, сколько осталось? О чем идет речь? Правильный ответ - о количестве сладостей. Неправильный – о конфетах, Маше и т.д.
Умение ориентироваться в пространстве и знать относительные понятия
Большинство учителей геометрии, когда говорят о причинах плохих отметок своих подопечных, признают, что главная проблема детей не в том, что те ленятся, а в том, что им не хватает пространственного воображения. Как его развить? На самом деле очень просто. Совсем маленьких учеников просите рассказать, как стоят предметы: далеко/близко, справа/слева, снаружи/внутри и т.д. Когда ребенок подрастет прививайте у него любовь к лепке из пластилина, решайте графические логические задачки и головоломки.
Все, что написано выше, возможно напугает многих родителей: «Это ж сколько нужно времени, чтобы все успеть?!» На самом деле совсем немого. Не стоит подходить к занятиям как к школьным урокам, пытаясь втиснуть их в свой распорядок дня. Просто занимайтесь привычными делами, но не забывайте почаще задавать крохе вопросы, акцентировать его внимание на нужных вещах. Со временем такое поведение превратится в привычку.