ВойтиЗарегистрироваться
×

Умный малыш. Методики раннего развития.

Добавить комментарий

Последние 25-30 лет идеи раннего развития ребенка весьма популярны. Все мамы и папы, которым не безразличны их дети, стараются или заниматься с ребенком дома по какой-либо методике, или отправлять ребенка в специальные детские сады и школы, работающие по определенной методике.

Такие детские сады и школы практически всегда частные и далеко не дешевые. Методик тоже много, информации в интернете просто море. Немудренно просто потеряться во всем этом многообразии. 

Поэтому мы, чтобы помочь родителям в их нелегком выборе, подготовили обзор некоторых методик, популярных в России. Достоинства и недостатки описываемых методик были выявлены на основе личного опыта мам, детки которых посещали группы, детские сады или школы, работающие по той или иной методике.

Монтессори

Методику разработала Мария Монтессори для обучения и облегчения социальной адаптации умственно отсталых детей и детей с задержкой развития. Впечатляющие результаты применение методики дало уже в 1900 году, в ортофренической школе (коррекционной школе), работавшей под руководством Монтессори.

Основывается методика на том, чтобы ребенок освоил основные действия, которые помогут ему в жизни - одевание, самостоятельное шнурование ботиночек, убирать за собой и т.д.  Сама Монтессори говорила, что ее сад готовит не к школе, а к жизни.

Очевидно, что если ребенок не имеет умственных отклонений, то он не нуждается в помощи психолога, работающего по Монтессори, так как все эти навыки он может получить естественным путем и в нормальной, повседневной жизни.

В некоторых европейских странах школы и сады Монтессори нацелены именно на коррекционную работу с детьми. В России сады и школы, даже если и объявляют себя работающим по Монтессори, в реальности работают по адаптированным методикам, которые зачастую ничего общего с Монтессори не имеют и иметь не могут.

Доман

Глен Доман - врач-нейрохирург, работавший над системой реабилитации детей c тяжелыми поражениями центральной нервной системы. C помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. Потом – слова, картинки … Метод сработал. После месяцев упорного труда мозг безнадежно больных детей начинал функционировать и развиваться, они двигались, говорили. Более того, занимаясь по методике Домана, многие из тех, кого еще вчера считали умственно отсталыми, не только догоняли, но со временем могли и перегнать сверстников в интеллектуальном развитии, учились намного раньше срока читать, писать, считать, выполняли сложные гимнастические упражнения.

Методика имела оглушительный успех, и ее начали использовать и при обучении здоровых детей. И тут выяснился ее большой недостаток. 

По методике карточки с точками, словами или картинками необходимо показывать только 1-2 секунды, давать в руки ребенку карточку или обсуждать ее нельзя.  Поэтому ребенок превращался в пассивного слушателя, ему не давали анализировать или узнавать о предмете что-то новое. Единственное, что он мог - механически запоминать то, что ему показывали. Никакого творческого развития метод не подразумевает. 

Дети, воспитанные по методике Домана, действительно широко эрудированы, но они лишь ловко манипулируют числами, нотами, разнообразными фактами, но не могут их творчески применить. Более того, так как обучение не подразумевало ролевых игр и игр со сверстниками, то эти дети оказались неспособными и к нормальному человеческому общению.

Сесиль Лупан

Сесиль Лупан - обычная женщина, решившая заниматься со своими дочками с самого их раннего возраста. Методика Лупан - одна из немногих методик, созданная женщиной на основе личного опыта воспитания собственных детей.

Сесиль Лупан взяла за основу методику Домана и адаптировала ее, сделав упор на индивидуальность ребенка. Главная идея методики Лупан состоит в том, чтобы отнестись к занятиям с детьми как к естественному процессу развития врожденных склонностей ребенка, а не как к занудному процессу обучения. Кроме того, нужно не просто загрузить мозг ребенка какой-то информацией (как это делал Доман), а уловить что наиболее интересно для ребенка и, соответственно, проводить занятия именно по этой теме. Также  методика Лупан предполагает развитие способности малыша обрабатывать и обобщать получаемую информацию - что также выгодно отличает эту методику от Домана.

Основные моменты своей методики Лупан опубликовала в книге "Поверь в свое дитя".

Вальдорфская система (Антропософия)

Это одна из самых модных систем в современной педагогике, хотя первая вальдорфская школа открылась еще в 1919 году в Штутгарте, в Германии. Автор концепции и руководитель школы Рудольф Штайнер (1861-1925) был основателем не только особой педагогической системы, лечебной педагогики и медицины, но и целого духовного направления.

Основной метод вальдорфской педагогики - метод «душевной экономии». Метод состоит в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребенок может освоить на данном этапе развития без внутреннего сопротивления организма. Так, от периода смены зубов до полового созревания, обязательно развивают память, работают с образным мышлением ребенка, апеллируют к чувству, а не к интеллекту. После полового созревания в учебный материал работают с абстрактным мышлением ребенка.

При оформлении и оснащении школ  предпочитают использовать натуральные материалы и неготовые игрушки - для развития фантазии детей. День в школе или садике разделен на три части: духовную (где преобладает активное мышление), душевную (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативно-практическую (здесь дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее).

Таким образом, школы и садики, работающие по Вальдорфской системе, нацелены на развитие творческих способностей ребенка и используют в качестве основного способа познания почти исключительно личное чувственно-сверхчувственное переживание в противовес научному подходу, требующему логику, технику, анализ и эксперимент. Так, в некоторых школах дети получают доступ к компьютерам только в старших классах.

Надо отметить, что в Германии, на родине вальдорфской методики, дипломы вальдорфских школ не признаются: чтобы продолжить свое обучение дальше, выпускник такой школы вынужден сдавать дополнительные экзамены. В России дети, обучающиеся в таких школах, сдают ЕГЭ так же, как и в других школах. Но о поступлении на специальности, где требуется серьезная технико-математическая подготовка, придется забыть. Зато специальности с большой творческой составляющей открыты для выпускников вальдорфских школ.

Метод Зайцева

Метод Зайцева - это скорее не метод общего раннего развития, а система обучения конкретным навыкам – чтению, письму, счету.

Николай Александрович Зайцев разработал много учебных пособий, но наибольшую известность получили кубики Зайцева с написанными на них складами, при помощи которых дети обучаются чтению.

Кубики Зайцева – это набор картонных кубиков разного размера и цвета, на грани которых нанесены склады. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Кубики со складами склеивают и наполняют разным содержимым. 

Первый принцип методики Зайцева -  задействовать при обучении три 3 канала восприятия -  слуховой, зрительный и тактильный. На обучающих занятиях по методике Зайцева дети поют, прыгают, бегают, хлопают в ладоши и так, между делом, выучиваются читать.

Второй принцип - вся информация дается сразу. Таблицы со складами вывешиваются на стену, и дети на занятиях видят сразу все склады, и читают слова целиком, а не по частям.

В общем-то, методика Зайцева учит ребенка не читать, а "писать". Дети "пишут" указкой по таблице или с помощью кубиков, пока не начинают читать.

Методика Никитиных

Не будем особо останавливаться на этой методике - оценку этой методике дали сами дети Никитиных, и она далека от положительной.

Но игры, которые разработали Никитины для обучения детей, до сих пор популярны и востребованы при обучении детей:

Сложи узор - развивает способности ребенка к анализу и синтезу. Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Задания игры заключаются в том, чтобы воспроизвести из кубиков заданный узор или, наоборот, перерисовать узор, выложенный кубиками.

Уникуб - универсальные разноцветные кубики, которые развивают трехмерное мышление ребенка. Задания в Уникубе довольно сложны, поэтому постарайтесь не переутомить малыша.

Кубики для всех -  учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать, развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению. Правила игры напоминают правила Сложи узор, но в пространственном варианте.

Дроби - знакомит ребенка с дробями. Легкость и доступность игры позволяет освоить дроби уже в раннем возрасте, а не в 3-4 классе школы.
Игра состоит из двенадцати разноцветных кругов. Один круг - целый, остальные поделены на части: на две, на три, на четыре, на пять, на шесть и так до двенадцати. Четкой последовательности заданий у игры нет - все зависит от способностей малыша и фантазии родителей.

Добавить комментарий
0.18662905693054