Ребенку годик, а он еще не говорит
Вашему малышу уже годик, а кроха, еще совсем плохо говорит?
Прежде всего, хочу отметить, что раз уж вас обеспокоил этот вопрос, то, скорее всего, все у в вашей семье будет хорошо, ведь у чутких внимательных родителей, детки всегда вырастают умными и способными.
Ну, а теперь, конкретнее. Чтобы выяснить, есть ли на самом деле повод для волнений или проблема надуманна, ответе на следующие вопросы.
А что, собственно, вы понимаете под словами «плохо говорит»? У обычного ребенка к двухмесячному возрасту постепенно развивается так называемое гуление. Грудничок слышит речь родных и пытается повторить какие-то звуки, пусть еще и не понимая их содержание. Особенно это заметно в период возбуждения: при приближении мамы, перед кормлением, на прогулке.
Затем наступает этап лепета – осознанного подражания словам. Насколько быстро этот период гармонично перейдет в разговорную речь зависит от стараний взрослых. Чем больше времени пойдет на общение с малышом, тем быстрее он обрадует мир первым словом. По общему правилу, до полутора лет у наследника должны появиться признаки осознанного диалога.
Второй вопрос – каков темперамент ребенка? Практика показывает, что холерики и сангвиники очень стремительно развиваются физически, но, именно поэтому, формирование речи у них, изредка, запаздывает. Им просто не хватает на все времени. В то же время, спокойные флегматики, зачастую, радуют взрослых грамотными, обоснованными предложениями уже к первому дню рождения.
Третье – пол малыша. Давно замечено, что девочки, в первые месяцы жизни, развиваются стремительнее мальчиков. Соответственно, и говорить начинают пораньше.
Подведем итоги. Если ребенок совсем не пытается подражать словам взрослых или существенно отстает от сверстников, необходима консультация грамотного специалиста. В остальных случаях вы можете помочь крохе самостоятельно.
Прежде всего, заведите привычку комментировать вслух любые свои действия. Говорите четко, достаточно громко, не искажая и коверкая слова. Например, «Давай погуляем!», «А что мы оденем?», «Мы возьмем кофточку, штанишки….» и т.д. Не забывайте смотреть на малыша, произнося фразы.
Провоцируйте ученика к диалогу: «Ты хочешь играть?», «Тебе нравится эта кашка?»…
Выражайте поддержку при попытках ребенка заговорить, пусть, даже, не совсем правильно. Не ругайте и не передразнивайте, иначе велика вероятность того, что кроха замкнется в себе.
Когда малыш немного подрос, заведите привычку «не понимать» неправильные фразы. Не стоит снимать с верхней полки игрушку, по первому «му», сопровождаемому движением пальца. Пусть ребенок старается проговаривать слова правильно, чтобы смысл его фраз был доступен не только маме и папе.
Постарайтесь организовать для наследника времяпровождение в детском коллективе. Практика показывает, что в общении со сверстниками происходит стремительное развитие речевых навыков. Кстати, именно потому, что половинчатые, исковерканные слова там никто, на самом деле, не понимает.