ВойтиЗарегистрироваться
×

Раннее развитие. Обзор методик обучения чтению

Добавить комментарий

Сегодня существует множество авторских методик обучения чтению, как широко известных, так и известных только в узком кругу родителей или педагогов.И родители, решившие самостоятельно обучить своего малыша чтению, сталкиваются с нелегким выбором - какую методику выбрать. Чтобы выбрать правильную методику, родителям необходимо перерыть гору литературы, познакомиться с различными научными терминами, почитать отзывы. Мы хотим немного облегчить это бремя родителей. Поэтому сделали обзор различных подходов к обучению чтению и методик, реализующих эти подходы.

Немного теории и общих определений

Все современные методики реализуют лингвистический подход к обучению чтению, фонетический или фонологический. Разница лишь в способе подачи материала и предлагаемых игровых ситуациях. Давайте разберемся, что же это за подходы и в чем их принципиальное отличие друг от друга.

Лингвистический подход

Вообще лингвистика - это наука о природе и о строении языка. При лингвистистическом подходе детей обучают как можно большему количеству слов. Обучение чтению при этом подходе основывается именно на этих словах, которые уже "на слуху" у ребенка. При этом слова выбираются те, которые читаются так, как пишутся. И на примере этих ребенок усваивает соответствия между буквами и звуками.
Методики, которые используют лингвистический подход: метод целых слов (или  метод Гленна Долмана), метод целого текста.

Фонетический подход

Фонетический подход основан на алфавитном принципе. В основе метода обучение фонетике - произношению букв и звуков, затем их учат складывать в слоги, а потом и в слова.
Методы, реализующие этот подход - метод систематической фонетики, метод внутренней фонетики, метод Мура, метод Монтессори. Кстати говоря, именно этот подход используется в школах для обучения чтению.

Фонологический подход

При фонологическом подходе для обучения используются слоги или склады (фонемы), благо в русском языке их не особо много. В настоящее время именно фонологический метод считается наиболее эффективным, так как он максимально близок к естественному пути развития ребенка - ведь даже говорить малыши начинают слогами, а не буквами или словами.
Методы, реализующие фонологический подход - кубики и складовые картинки Зайцева, складушки Воскобовича, метод Буракова.

Краткое содержание наиболее распространенных методик обучения чтению

Метод Домана

Пожалуй, это самый известный метод, реализующий фонетический подход к обучению чтению. На карточках пишутся слова. Затем эти карточки показываются ребенку. Долман утверждает, что увидев несколько раз написанное слово, ребенок навсегда запомнит как оно пишется и сам выведет правила чтения.
Основной недостаток метода Домана - он очень трудоемкий. Необходимо заготовить много карточек. Но не факт, что ребенок оценит ваши труды и захочет сидеть и смотреть на какие-то непонятные куски картона.

Метод Мура

Интерактивный метод обучения чтению, реализующий лингвистический подход. Ребенку дается специальная печатная машинка Эта машинка произносит звуки, а также названия знаков препинания и цифр, когда нажимаешь на соответствующую клавишу. На следующем этапе ребенку показывают сочетания букв, например, простые слова, и просят набрать их на печатной машинке. И так далее - писать, читать и печатать. В качестве замены такой печатной машинки может использовать аналогичные интерактивные пособия - звуковые книжки, азбуки и т.д.
Основные недостатки этого метода - необходимость приобретать учебные пособия и то, что для ребенка этот метод довольно сложен. Ведь, даже зная названия букв, например, "Е, Эль, Мягкий знак", составить из них слово "ель" - это настоящая шарада для ребенка.

Кубики Зайцева

В современной педагогике именно Николай Зайцев положил начало широкому использованию фонологического подхода. 
Зайцев определил склад как единицу строения языка. Склад (не путать со слогом!) - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Склады Зайцев написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают. Так ребенок может почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами, ребенок составляет слова.
Основной недостаток этого метода - желательность покупки кубиков и необходимость подготовки родителей к занятиям.
 

 

Добавить комментарий

Не сущесвует методтки Долмана!!! Есть методика Глена Домана - врача - нерофизиолога из Америки!!!

01 дек. 2013 г., 21:01:49
Ответить
Светлана Горячева

Спасибо, что указали на опечатку! Исправили.

03 дек. 2013 г., 14:02:50
Ответить
0.23708510398865