Почему он молчит? Причины задержки развития речи
Формирование грамотной речи – один из главных этапов развития малыша. Ведь сколько бы ни старался грудничок, усиленно изображая мимикой, писком и жестами свои желания, все эти попытки нельзя сравнить с возможностью высказаться словами.
Именно поэтому абсолютно все родители с нетерпением ожидают того момента, когда крошка произнесет свое первое «мама». И сколько тревог переживают взрослые, если маленький карапузик упорно молчит в то время как соседские ребятишки уже вовсю декларируют стихи.
Давайте же разберемся, когда задержка в речевом развитии является нормой, а в каких случаях необходимо бить тревогу.
Ниже приведены среднестатистические данные, основанные на опыте многолетних исследований педиатров.
Возраст | Что может малыш |
1-2 м. | Младенец в состоянии при помощи крика выразить радость или неудовольствие |
1,5-3 м. | Грудничок на разные лады повторяет всевозможные слоги (гулит) |
4-5 м. | Крошка учится копировать речь взрослых, пытаясь воспроизвести отдельные части слов (лепечет) |
8-14 м. | Малыш может «назвать» предметы или явления: «ляля», «би-би» , «ням» и т.д. Ребенок составляет первые простейшие предложения, состоящие из пары слов: «дай куку» (дай куклу), «папа нет» (папы нет) и пр. |
1 г. 9 м. - 2 г. 6 м. | Подрастающий карапуз начинает задавать вопросы родителям о том, как называется тот или иной предмет. |
2 г. 4 м. - 3 г. 6 м. | Малыш достаточно правильно выговаривает слова в соответствии с падежами, родами и склонениями. |
2 г. 6 м. - 3 г. 5 . | Очень любопытный период, когда кроха начинает сочинять собственные слова или выражения, учитывая, при этом, законы родного языка. Обычно в этом возрасте родители ходят за сыном или дочкой с блокнотом и ручкой в руках, потому как, порой, карапуз выдает непревзойденные перлы. |
Необходимо учитывать некоторое различие между становлением речи у юных леди и маленьких джентльменов. Девочки, традиционно, быстрее осваивают словарный запас и всеми силами стараются правильно выговаривать предложения. Причем упор делается на названии предметов. Мальчишки уделяют речевой науке немного меньше внимания и осваивают в первую очередь слова, обозначающие действия. Ребята чаше увлекаются разговорами на своем «детском» языке.
Что делать, если данные в таблице не соответствуют вашим наблюдениям за малышом? Есть множество случаев, когда ребенок, по каким либо причинам, немного отстает в речевом развитии. Чтобы определиться, насколько это серьезно ответьте на следующие вопросы:
- соответствует ли возрасту физическое развитие маленького чада;
- как малыш общается с друзьями: активно старается вести беседу или тихонько уходит в свой уголок;
- пытается ли ребенок подражать вам при разговоре;
- каким образом крошка ориентирован решать свои проблемы: при помощи речи или мимики и жестов;
- насколько важно для малыша, чтобы его понимали;
- есть ли у него неврологические заболевания;
Если в дополнение к отставанию в речевом развитии вы заметили еще какие-то проблемы, несомненно, малышу требуется помощь специалистов: педиатра и логопеда.
Почему так происходит
Медики утверждают, что основных причин задержки в развитии речи три:
- педагогическая;
- физиологическая;
- умственная.
Причем, как показывает практика, наиболее распространена именно первая. Замедленное формирование словарного запаса наблюдается в семьях, где ребенку уделяется либо слишком мало, либо, наоборот, чересчур много внимания. То есть малышу или не с кем поговорить, или незачем. Но, как показывает практика, при своевременной коррекции педагогического подхода ситуация налаживается довольно-таки быстро.