Как научить ребенка правильно тратить деньги
Среди старшего поколения есть популярная традиция жаловаться на то, что раньше все было хорошо, в противовес сегодняшним дням. Понять их зачастую оказывается сложно. Тем не менее, есть, по крайней мере, один повод, который оправдывает подобное мнение. Наши родители определенно не тратили уйму драгоценного времени на выбор нужного товара в магазине.
Если маленького ребенка посылали в ближайший (или вообще любой) универсам за хлебом, молоком или колбасой, малыш просто брал с полки одну из нескольких десятков одинаковых буханок, выложенных длинными рядами, затем просил у пышной продавщицы все остальное, не озабочиваясь названиями фирм и прочих особенностей товара. Все было предельно просто.
То ли сейчас. В супермаркете можно провести несколько часов, скрупулезно вычитывая составы продуктов, прикидывая на калькуляторе какой пакет выгоднее взять – литровый или на 800г, подсчитывая выгодно ли поучаствовать в какой-то акции и, тем не менее, уйти с чувством, что вас облапошили.
В последнем нет ничего удивительного. Ведь, практически, везде: от мелких магазинчиков до крупных торговых центров работают специально обученные специалисты, главная задача которых всеми правдами и неправдами «заставить» купить вас какой-то товар. Их работа основана на хорошем понимании человеческой психологии. И, в первую очередь, «удар» приходится на детей, потому что каждому известно: можно отказать в чем угодно в себе, но только не ребенку. Масса всевозможной рекламы направлена на то, чтобы заставить малышей «захотеть» и попросить что-то у родителей. Следовательно, важная задача взрослых – научить детей правильно распоряжаться деньгами и делать осознанный выбор в магазинах.
Итак, в первую очередь поясните малышу суть рекламы. Делать это можно уже с 4-5–ти летнего возраста. Раньше – нет смысла, так как маленький ребенок еще не умеет лоически выделять ролик с объявлениями из общего сюжета фильма или мультика. Расскажите, что не все в рекламе правда, объясните ее цели и задачи.
Не стоит сознательно отгораживать малыша от процесса покупки товаров. Напротив, старайтесь поощрять кроху к помощи вам в магазинах. Например, предоставьте ребенку возможность самостоятельно выбрать пакет молока или пачку хлопьев, предварительно проведя разъяснительную беседу по поводу соотношения цены, качества и веса, состава продуктов, пользы или вреда всевозможных акций, возможных причин уценки товара и пр.
Придумывайте ребенку несложные задания. Например, найти коробку мюслей с наименьшим содержанием сахара или наибольшим ассортиментом злаков.
Рассказывайте малышу в чем польза или вред продуктов на конкретных, понятных маленькому ребенку, примерах. Скажем, для девочки хорошим стимулом выбрать кашу из цельной крупы может послужить довод о том, что при ее регулярном употреблении быстро растут волосы. А от хлопьев и аналогичных изделий с большим количеством сахара портятся зубки. Множество схожих примеров можно придумать и для мальчиков.
Заведите привычку перед походом в магазин составлять вместе с ребенком список необходимых товаров, обсуждая необходимость отдельных пунктов. Пусть кроха принимает активное участие в обсуждении. Далее научите малыша строго придерживаться выбранного перечня продуктов во время шопинга. При этом не возбраняется заранее оставить в списке один «свободный» пункт для продукта, который вы, возможно, захотите приобрести незапланированно.
Не забудьте почитать: |