ВойтиЗарегистрироваться
×

Русские народные традиции воспитания детей

Добавить комментарий

Сегодня модно заниматься ранним развитием ребенка. Родители изучают методики раннего развития различных авторов, стараются отдать ребенка в  ясли-детский сад-школу,  преподаватели которой применяют ту или иную методику, наиболее полезную с точки зрения родителей. Но при этом забывается, что в русской народной традиции существовал свой подход к воспитанию детей. Этот подход ни в чем не уступает современным методикам раннего развития иностранных и отечественных авторов. А в некоторых моментах даже превосходит их.

В чем же заключались основные моменты народного воспитания детей?

Во-первых, это вовлеченность в жизнь семьи с весьма раннего возраста. Трудиться ребенок начинал с ранних лет. В семье каждый ребенок имел свои трудовые обязанности в зависимости от своего возраста. Так ребенок не только постепенно получал необходимые для жизни навыки, но и чувствовал свою необходимость в семье.

Во-вторых,  обучение через песни, сказки и игры. Разумеется, мамы, напевая колыбельные своим малышам, не думали о том, что это элемент методики раннего развития, но фактически это так и было.

Приведем краткое описание некоторых наиболее известных элементнов педагогической народной культуры:

1. Колыбельные

Колыбельные песни – это первые песни, которые слышал малыш от самого близкого ему человека. Колыбельные это самый начальный элемент воспитания. Под влиянием колыбельных песен малыш познает звуки родной речи, начинает понимать обращения к нему матери, узнавать ее голос. 

2. Пестушки и потешки

 Пестушки и потешки – короткие стихи, которыми бабушки и мамы сопровождали движения ребенка в первые месяцы жизни. Так, при потягивании ребенка говорили:

Потягунушки, потягунушки!
Поперек толстонушки,
А в ножки ходонушки,
А в ручки хватанушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Пестушки являлись средством развития у детей раннего возраста речи, эмоциональных свойств, эстетических чувств, ориентировочной особенности детского сознания и самосознания.

3. Сказки

Рассказывать или читать сказки вместе с ребенком - это одна из традиций народной педагогической культуры, сохранившаяся до наших дней.

Сказки не так просты, как кажутся. Это не обычные истории. В каждой сказке заложены определенные нормы поведения, отступление от которых ведет к трагическим последствиям.  И наоборот, следование этим нормам позволяет добиться желаемой цели. Так, например, в сказке Морозко одна сестра была вознаграждена за свои вежливость и трудолюбие, а вторая сестра наказана за грубость и хамство.

В сказках всегда изображается красивый, таинственный мир, живущий согласно своим сказочным законам, где действуют необыкновенные герои, где свет, правда и справедливость при помощи существ, обладающих фантастической силой и добротой, побеждают зло, несправедливость, ложь. В сказке возможно все - говорящие птицы и звери, летающие ступы, поворачивающиеся избушки, самоходные сани или печи и т.д. 

Таким образом, сказки помогали развить воображение ребенка, его предметно-образное мышление. Сказки способствовали усвоению ребенком основных норм поведения и взаимодействия в социуме.

4. Игрушки

Игрушки - одно из самых важных средств воспитания детей. Незаметно для ребенка, в живой и увлекательной форме игрушки помогали в умственном, физическом и эстетическом воспитании, они развивали его фантазию и воображение, помогали осмыслить окружающую действительность.

Игрушки в воспитании детей занимали столько важное место, что были специальные мастерские по изготовлению детских игрушек.  При археологических раскопках находят детские игральные косточки, свистельки, погремушки, игрушки-куклы (глиняные лошадки, собачки, барашки, птички, фигурки человечков).

Игрушки издревле использовались, что бы научить ребенка различать форму, величину, цвет, оттенки, усваивать соотношения величин (маленькие – большие), а со временем дети начинали сами играться в игрушки, придумавать ситуации и т.д.

5. Загадки

Загадки - средство умственного развития ребенка. Отгадывание загадок требует усиленной мыслительной деятельности, напряжения ума, всестороннего мысленного охвата тех или иных явлений природы, предметов, сравнений и т. п.

Подбор загадок соответствовал возрасту детей. С их ростом загадки из предмета развлечения и развития речи начинали выполнять новую функцию – источника знаний. Подбирались более сложные по содержанию загадки, которые расширяли представления детей об окружающем мире. Воспитательной функции содействовала яркость, конкретность факта или предмета, лежащего в основе загадки, что соответствовало особенностям детского мышления.

Особое место занимали загадки-задачи.  Такие загадки начинались, например, словами: «Летело стадо гусей...» Для подсчета количества птиц требовалось проведение в уме или при помощи подручных средств  счетных операций, смекалка, логическое рассуждение. Удачная отгадка считалась признаком ума и сообразительности. Загадки развивали пытливость у детей. Чтобы вызвать интерес к загадкам, им придавали ритмичность, вид умной игры и забавы.

6. Скороговорки

Скороговорка – короткое изречение с повторением трудновыговариваемых отдельных звуков, которые предназначались для детей с дефектами речи с целью устранения этого недостатка. В детских играх  быстрое произношение скороговорок становилось источником смеха и веселья. Благодаря скороговоркам дети учились быстро, четко и правильно говорить.

7. Считалки

Как определить, кому водить в игре? Ну конечно же - с помощью считалки! Дети используют считалки до сих пор. Считалки тренируют память и помогают обучению счету.

8. Игры

Игры-хороводы, игры-догонялки, интеллектуальные игры и т.д. - в зависимости от вида игры помогали развивать воображение, память,силу, ловкость, и т.д.

Кстати, нашим предкам была хорошо известна такая настольная игра как шахматы - в нее играли даже небогатые люди, которые сами мастерили доску и фигурки из подручных материалов.

 

Разумеется, наследие наших предков в вопросах воспитания и педагогики не ограничивается приведенными данными. Но и их достаточно, чтобы оценить всё многообразие и многогранность такого наследия. И многие, если не все описанные элементы, можно использовать и сейчас при занятиях или общении с ребенком.

 

Источники:

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства, XIV–XVII вв. / АПН СССР ; [Составители биогр. очерков и коммент.:С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров ; Авторы вступительной статьи:
Д.С. Лихачев, Г.М. Прохоров] ; Редакторы: С.Ф. Егоров и др. – М.: Педагогика, 1985. – 367с. : ил.

Добавить комментарий
0.2076780796051