Развитие речи – это просто!
Многие детки самостоятельно и вовремя учатся произносить слова. Мне же не слишком повезло, несмотря на то, что всем троим моим крошкам сразу после рождения подрезали уздечку, развитие речевого аппарата у нас шло медленно, хотя малыши всегда были очень смышлеными. Поэтому волей-неволей, я вынуждена была заниматься с отпрысками упражнениями по развитию речи, собирая материал среди знакомых, в книгах и на просторах интернет. Как показала практика, сложные логопедические занятия быстро утомляют и ребенка, и взрослого. Поэтому мы учились посредством простых веселых игр, на которые не требовалось много свободного времени: по дороге в магазин, на вечерней прогулке, в автобусе.
Наиболее интересные упражнения-забавы я предлагаю вашему вниманию.
1. Повторяйте, почаще, простые считалочки и скороговорки. Например, «у мамы – маки, у папы - палки», «все бобры добры для своих бобрят», «коси коса пока роса, роса долой – и мы домой»… Таких выражений множество, причем, необязательно искать готовые. Придумайте с малышом свои собственные фразы и заучивайте их.
2. Время от времени, стройте с наследником гримаски: вытягивайте губы в трубочку, улыбайтесь во весь рот, покусывайте язычок. Делайте любые упражнения, которые будут интересны ребенку. Например, изобразите лягушку, которая пытается поймать непоседливого комарика языком или попробуйте сыграть небольшую мелодию «цокая» или пыхтя одними губами.
Очень часто детки, не умея правильно выговаривать слова, начинают понемногу замыкаться в себе. Поэтому каждый день уделяйте внимание развитию речевых навыков. Объясните крохе, что лучше поздороваться с друзьями не совсем правильно, чем молча смотреть под ноги.
1. Потешка «Какой?» В следующий раз, когда будете шагать с ребенком по улице, начните такую игру: вы называете предмет и его свойство, а кроха придумывает свой вариант. Выигрывает тот, кто сочинил наибольшее количество определений.
Например. Море – синее, теплое, мокрое, любимое, бушующее, спокойное… Папа – сильный, смелый, большой, мужественный…
2. Аналогично можно подбирать глаголы.
Например. Дождь – идет, капает, льет, шумит… Машина – едет, катится, тарахтит, гудит, везет…
3. Очень хорошо помогают развитию речи, так называемые, антонимы. Играйте с малышом по очереди: сначала вы придумываете слово, а кроха его противоположность, затем – наоборот.
Например, жарко – холодно, темный - светлый, высокий – низкий, толстый – тонкий, быстрый – медленный…
4. Игра «Найди помощника для слова». Необходимо подбирать аналоги, уточняющие значение термина.
Например. Веселый – забавный, радостный, улыбчивый, игривый… Добрый – сердечный, душевный, хороший, отзывчивый…
5. Очень простое упражнение, которое, тем не менее, бывает просто необходимо маленьким деткам. Вы называете слово, а кроха – его множественное число и наоборот.
6. Забава «Назови меня ласково». Лучше всего вспоминать зверьков или сказочных героев.
Например. Лиса – лисичка, собака – собачка, кошка – кошечка…
7. Учтите ребенка рассуждать. Для этого задавайте такие вопросы: «Почему ты хочешь выйти во двор?», «Зачем нужно уметь читать?», «Почему полезно спать?». Поверьте, вы не только дадите ребенку лишний стимул для развития, но и откроете для себя очень много нового!
8. Игра «Кем был?»
Например. Собака – была щенком, курица – цыпленком, лошадь - жеребенком…
9. Очень полезно читать малышу детские книжки. Но, при этом, не забывайте задавать вопросы, пусть кроха порассуждает.
Например, зачем колобок убежал от бабушки и дедушки, почему дед не вытянул репку самостоятельно?
Эти упражнения не отнимут много времени и сил, но дадут малышу уверенность в себе, позволят смело общаться со сверстниками и взрослыми.